Starboard Formula

270x85смx155л.


Ю.Шувалов, RUS 117.

После того, как стало ясно, что Формула требует больших парусов, и что 9,6 -9,9 это нормальный размер для гонщика среднего веса при ветре до 10 м/с, большое любопытство вызывала возможность управления этой доской при болеесильных ветрах с достаточно большими парусами. Случай попробовать предоставился в Пирогово 13.06. Сила ветра по примерным оценкам, 10-12 м/с,на шквалах явно больше -15 и выше. Оборудование: Starboard 270 Formula, NS IQ 8,3, мачта Xcellerator 80-510-30, гик Nautix Jambo, плавник Starboard Race 52. Из всего комплекта, пожалуй, только мачта не полностью соответствовала условиям, хотелось бы поставить Wiper. Положение мачты - примерно на середине погона, немного (1-1,5 см) смещена вперед. Настройка паруса - максимум по передней и +2 по гику, то есть растянут до предела. Профиль плавно исчезает.

В период относительного слабого ( до 12 м/с) ветра, в лавировку ощущался легкий недостаток тяги. Вялое глиссирование, некоторые проблемы с выходом на плавник. Парус полностью закрыт. Ведение доски мало чем отличается от обычного, под большим парусом в слабый и средний ветер. Тяжелое прохождение крутой встречной волны - инстинктивно пытаешься пройти ее мягко, без прыжка и полетов, а доска и не думает прыгать, просто резко тормозится. И хотя до схода с глиссирования дело, естественно, не доходит, рывки при ударе о волну весьма существенны. Очень важно поддерживать высокую скорость, даже если при этом приходится жертвовать остротой, так как мощности паруса не хватает для преодоления гребня при остром ведении доски.

При подходе мощного шквала ситуация несколько меняется. Самым главным моментом становится контроль доски. Если в этот момент упустить носик доски и не перенести давление вперед на мачту, Формула резко делает "свечку" и полностью выходит из под контроля. Происходит это настолько стремительно и необратимо, что после начала "маневра", делать что либо, практически невозможно. Большая площадь днища представляет прекрасный аналог небольшого паруса, поставленного поперек ветра. При этом скорость доски большой роли не играет. Взлет может произойти как на разгоне, так и в режиме нормального глиссирования. Что бы понять какие силы действуют на тазик в этот момент, попробуйте вспомнить, как тяжело удержать широкую доску в руках не берегу при сильном ветре.

В то же время, если успеть придавить нос и слегка открыть парус, то даже очень сильный шквал, в принципе, преодолим. При этом скорость зависит от Ваших возможностей нести большую или меньшую часть паруса, хотя по практике, при ветре свыше 15 м/с, о скорости уже не очень задумываются, каждый кто прошел гонку до конца, уже имеет приличный приход.

На полных курсах самым спокойным оказывается полный бакштаг переходящий в фордевинд. Надежное, увреренное глиссирование, хотя при подходе реально сильного шквала возможны варианты. Доска не взлетает, но при резкой остановке от удара в обгоняемую волну, удержаться довольно сложно.

На галфиндах скорость очень высока, появляется вероятность спинаутов, которые резко разворачивают доску и подчас даже приводят к падениям. В тоже время очень легко взлететь способом описанным выше.

Конечно, относительно короткой тренировки недостаточно, что бы делать серьезные выводы, но какое то описание возможностей и вопросов дать можно. Так что, нести большие, свыше восьми метров, паруса на Формуле можно вплоть до очень сильного ветра, в гонке это явно имеет смысл, но для того, что бы получать от этого удовольствие необходимо много и достаточно серьезно тренироваться.

 

К ее ширине быстро привыкаешь, остальные доски вскоре начинают казаться очень узкими. Она легко управляется и маневрирует. Повороты делать легче, чем даже на длинной доске. Что бы выйти на ней на глиссирование, не надо читать статьи по технике - она сама лежит на воде, не надо ее никак специально кренить. Правда, когда начинаешь выжимать из нее всю остроту и скорость, приходится ловить ощущения как-бы сквозь эту простоту.

Отлично(!!!) ведет себя с парусами больше 8.5 в средние ветра, но в сильные - лучше ее от воды не отпускать - скинет. Хотя, возможно, положение можно исправить использованием меньших плавников и парусов.
Прочность у нее неплохая, при ударах мачтой по носу, появляются только ямы. Если даже отлетает декоратив, дальше открывается слой хорошо пропитанной ткани Динема, совершенно целый.

В общем, это, конечно, "рейсборд", а не "фан" (в то-же время в Америке ее считают фрирайдером). К ней надо привыкать, изучать ее привычки.

А. Ноздрин. После первых соревнований.

Ю. Шувалов RUS 117

Очень интересная доска. На берегу впечатляет внешний вид - отношение длины к ширине, а ширины, в свою очередь, к толщине. Если "нормальные" Droоps или другие аналогичные доски называют "тазиками", то это скорее блюдце, причем в определенных условиях, летающее. Качество изготовления довольно высокое.

Удобные коврики дополняются одновинтовыми ножными ремнями, не самое лучшее решение, но при использовании больших шурупов и специальных рифленых стопорных шайб, вполне достойное.
Колодец для установки штатного плавника, позволяет ему при ударе немного отклоняться назад, снижая нагрузку на крепление. Пятидесятивосьми сантиметровый плавник выглядит весьма устрашающе - модель "Смерть дайвера".

При выходе на воду не обнаружилось:
- никаких попыток рулится без глиссмрования,
- никаких попыток взлететь на волне, по крайней мере на небольшой, все опасения, что под блюдце будет задувать, оказались напрасными,
- никаких попыток рысканья после прыжка, доска исключительно комфортна на волне.

Кроме этого огромное количество новых ощущений. Доска прощает множество базовых ошибок, в частности на поворотах, на разгоне и т. п., но становится гораздо строже к гонщику на высокой скорости. Эта строгость выражается как в моментальной потери скорости при ошибках, так и в проблеммах с остротой хода. О том как ее разогнать и удержать на максимальном ходу, лучше раскажет А. Ноздрин, у него это лучше получилось, от себя могу добавить, что доска действительно очень хороша для катания в сильный ветер и начального обучения фанбордингу.

По поводу диапазона применяемых парусов. По спецификации это от 4 до 12 метров. Я пробовал доску в разных условиях с парусами от 4,5 до 8,3 и могу заметить, что эта доска предпочитает все таки большие паруса - от 8 метров, по крайней мере для поддержания действительно стабильно высокой скорости. Даже с парусом 6,6 при ослаблении ветра доску не "всасывает", как это происходит на восьмерке. По видимому, нормальный диапазон парусов 7-9,5 метров для спортсмена среднего веса.

Из недостатков можно отметить достаточно слабую связь декоративного покрытия со слоем ткани, что приводит к сколам даже при незначительных ударах, правда воду при этом доска не берет.
Вообщем нормальная гоночная доска (см. результаты Ейска), с широкими катальными возможностями и вполне приемлемой ценой.

Я думаю, что со временем можно будет написать более подробно о ведении, настройках и т.п., после некоторого опыта гонок.

 

Ваше мнение....

 

[Назад в Тесты]