|
|
|
|
Отчет о Чемпионате России по ЗВ. Архангельск 2006.
Однобокий отчёт с точки зрения монолыжника.
В Архангельск мы приехали 3-го марта, в первый день соревнований. Мороз, солнце и, практически полное отсутствие ветра. Флаги, поднятые над базой МЧС (бывший яхт-клуб "Водник"), призванные гордо реять, беспомощно поникли.
Наша команда состояла из 6-ти человек. На кайтах: Олег Владимирович Чуркик, Сергей Багрецов, Александр Сажинов и Филипп Лысов. На монолыже: Алексей Овчинников и Алексей Земляной.
Не спеша вооружая паруса, посматриваем на прибывшие команды. Народу, прямо скажем, не много, но из присутствующих много знакомых лиц.
Мы, северодвинцы, редко радуем товарищей своим участием в соревнованиях. Поэтому для нас этот чемпионат стал настоящим событием года, к которому мы довольно серьёзно готовились.
Вооружив паруса, мы с Алексеем Овчинниковым стали пробовать лыжи. Скольжение оказалось хорошим. Хотя мороз был градусов 10, яркое солнце, видимо, подтапливало снежок, и он стал крупнозернистым сверкающим (это не лирика, а характеристика снега).
Кайтеры к тому времени уже поднимали купола. Кайты летали, но покататься так, кажется, никому и не удалось.
Посмотрели, на чём народ гоняется.
Оказалось всё на том же. Кажется, за последние 10 лет в монолыже ничего не изменилось. И это на фоне бурного развития кайта. Но об этом позже.
Далее был обед с бесплатным пивом (кстати, пиво очень хорошее).
После обеда - церемония открытия. Построение, приветствия, речи. Вадим Волоцкой на правах хозяина поприветствовал всех. Отметил, что в Архангельске соревнования такого уровня проводились последний раз 17 лет назад.
Несмотря на небольшое количество участников, собрание получилось представительное. Вячеслав Мальцев, Владимир Мартусь, Олег Чуркин - люди-легенды. Вадим Волоцкой, Александр и Евгений Пряниковы, Николаев Николай (из тех, кого я знаю).
Очень жаль, что не смог приехать Алексей Ноздрин. Желаем поскорее восстановиться после травмы.
Ну, а вечером был фуршет.
4 марта. Первый настоящий гоночный день. У монолыж удалось провести 3 гонки.
В первой гонке, при достаточно сильном ветре, уверенно победил Слава Мальцев (при жеребьёвке ему достался №13). Вторым был Волоцкой, третьим - Евгений Пряников, четвёртым - Александр Пряников.
Наша команда в первой гонке допустила много ошибок. Стыдно, но сказать об этом нужно. Мы с Алексеем, например, вместо финиша пошли на третью петлю. Наши кайтеры тоже не знали по какой дистанции гонялись.
Видимо, случилось какое-то командное затмение разума. Впрочем, ко второй гонке вменяемость у нас восстановилась.
Ветер был чуть слабее, но всё ещё достаточно сильный. Слава Мальцев победил и в этой гонке.
На лавировке я был позади основных гонщиков. Сказывался относительно небольшой соревновательный опыт (свободное катание - это, всё же другая тема). Зато на багштагах...
Здесь мне что-то захотелось поговорить о лыжах.
Итак, лыжи...
Был у меня "Atomic" - широкая прыжковая лыжа с графитовым тефлоном. Очень мягкая была. И решил я сделать её пожёстче.
Обратился за советом к старшим товарищам - Олегу Владимировичу и Сергею Багрецову. Идей у нас всегда было, хоть отбавляй. Так что... собрались, перебрали варианты, и сделали из самой мягкой лыжи, самую жёсткую. Наложили сверху что-то вроде сэндвича 15 миллиметров толщиной. Получилось неплохо. Использовали опыт бывалых гонщиков в лице Олега Владимировича и мастерство Сергея Багрецова. Сергей - лётчик бортинженер, в юности - авиамоделист. Помимо того, что летает по стране туда-сюда и занимается кайтингом, делает отличные винты для мотодельтапланов. Поэтому сотворить с лыжей то, что сотворили мы, было для него не трудно. Ну и я, конечно, внёс свою лепту (принеси, подай, пошёл на фиг!). В общем, получилось.
Но, вернёмся к гонкам!
...На бакштагах лыжа вела себя великолепно. И, конечно парус... Я купил его у Алексея Ноздрина в 1993-м году. С тех пор довольно сильно его потрепал, да и мачта была сломана. Но в общем форма у него всё ещё хорошая.
Спокойно сидя на трапеции (после того как устал махать парусом, как все), весело подпрыгивая на барханчиках (справедливо названные Славой Мальцевым коварными), к последнему бакштагу вышел на вторую позицию. Но, здесь встретился с каким-то кайтером, шедшим в бейдевинд. Стропы на удивление жёстко ударили в мачту, и я оказался на снегу, прикрытый парусом. Вадик Волоцкой, как опытный гонщик, объехал этих змеев подальше и финишировал вторым. Я - за ним.
К третьей гонке ветер ещё подскис. Соответственно тяжеловесам стало сложнее. Я вклинился между братьями Пряниковыми, пришёл вторым. Александр-первый, Евгений -третий. Слава Мальцев-четвёртый.
На этом первый гоночный день закончился.
5-го марта ветра не было совсем. Но кайтерам он, видимо и не нужен. 10-метровые кайты нормально финишировали, для остальных - коньковый ход.
Попытались провести гонку и для монолыж.
Толкаясь ногой, лихо обогнули первый знак. Потом сменили ногу, потолкались ещё немного, решили что хватит и положили паруса. Судьи, глядя на наши страдания, дали сигнал отмены. И в это время с часовни, выстроенной недавно на набережной, раздался колокольный перелив. Оказывается, остальной народ праздновал масленицу. Больше монолыжников в тот день не мучили.
Вадик Волоцкой организовал экскурсию на соломбальскую судоверфь. Там на стапеле, почти готовая к спуску на воду, стояла яхта с гордым именем "BRITANIA". У её прототипа очень интересная история. Впрочем, кто хочет - тот узнает.
6-е марта, понедельник. Ветер был только чтобы пройти дистанцию. В четвёртой гонке победил Митрофанов Владимир. 18-тилетний парень, вес не большой, да и кататься умеет неплохо. Поэтому обогнать в этой гонке я его не смог, финишировал вторым.
Вскоре дали старт 5-ой гонке. Стартовать с нечётной позиции было невыгодно - одним галсом больше. Ветра было, в общем, достаточно. Во всяком случае, я почти всю дистанцию прошёл на трапеции. Было пасмурно, да ещё и снег пошёл. Иногда знаков не было видно. Но в этой гонке для меня всё складывалось удачно. Почти всю дистанцию шёл первым. Направление ветра было такое, что один галс лавировки проходили под самой набережной. А там собралась мощная группа поддержки. Автомобильные гудки, свист, крики, "Лёша давай!". Был даже давно забытый звук пионерского горна. Пришлось побеждать.
Ну вот, в общем, и всё. Правда, в тот же день был дан старт ещё одной гонке. Но её вскоре отменили. Спортсмены один за другим бросали паруса, но судьи давать отмену не спешили. Вскоре на дистанции остался один Митрофанов Владимир, но и он, в конце концов почувствовал острую ветровую недостаточность. Отмену вскоре дали. Конечно, было сразу понятно, что ветра нет. Судьи просто решили напомнить о том, что отмена гонки - это только их компетенция. И это конечно так.
Большие надежды возлагались на последний день соревнований 7-е марта. И в какой-то момент показалось, что эти надежды оправдаются. Подул довольно свежий ветерок, но... Дали старт. Ветер был сильный, но что-то с ним было не так... И точно... Он начал заходить, а потом и совсем закис. На этом гонки закончились.
Осталась ещё одна приятная часть соревнований - награждение (результаты есть на сайте). Спасибо всем за поздравления и призы!
После торжественного закрытия мы всей командой (включая группу обеспечения: Павел Тердунов и Игорь Леонидович Поташев) решили выпить призовое шампанское из чемпионского кубка. Очень вкусно!
Тем временем участники как-то очень быстро собрались, расселись по машинам и, махая на прощание, разъехались по своим волостям и весям. База МЧС как-то сразу опустела. О прошедшем чемпионате напоминали только плакаты на стене дебаркадера.
И, на последок, ещё о лыжах.
Всё же, какой должна быть лыжа для зимнего виндсерфинга? Всё, на чём мы катаемся - остатки, обломки, объедки от горнолыжников и прыгунов (даже если эти лыжи новые). Я никогда не слышал о попытках заказать какой-нибудь фирме лыжу, удовлетворяющую нашим требованиям. Думаю не только потому, что это дорого, но и потому, что эти требования не были сформулированы.
Имею в виду именно монолыжу. Всеми признана универсальность этого снаряда. Известно также, что она проигрывает другим снарядам при определённых условиях. Но, всё же есть в ней что-то... Классическое. Простота и красота. Парус и полоз.
Как усовершенствовать монолыжу, устранив её недостатки и преумножив достоинства? Задача кажется неразрешимой. Но, для фанатов это не причина чтобы не пытаться её решить.
Я уже рассказал, что мы сделали с моей лыжей. Небольшое усовершенствование, но результат есть.
Монолыжа сейчас, это лыжа, взятая от пары лыж. И вот, на эту лыжу мы ставим площадку, верхушку, становимся сами. Мне кажется, что для такой лыжи это многовато. Вот если бы она была побольше... Ширину, я думаю, увеличивать не стоит. А вот длину... Была бы она длиной хотя бы метра три... Соответственно длине должна быть увеличена и жёсткость. А может быть жёсткость должна быть увеличена ещё больше. Может быть, тогда можно будет передвинуть степс вперёд за переднюю ногу.
К следующему сезону постараюсь воплотить что-нибудь похожее на вышеобрисованное. Воплотить и испытать. Благо просторов с различными условиями у нас хватает. Белое море - и всё наше. Надеюсь, кому-то захочется тоже сотворить что-то похожее или совсем не похожее. Может кому-то удастся теоретически вывести рассчитать новую "монстролыжу", хотя бы немного помогая интуиции остатками знаний по сопромату.
Многие считают, что монолыжа вымирает. Не согласен. Думаю, назрел новый эволюционный скачок. Я не видел более красивой схемы, чем монолыжа. Это классика зимнего виндсерфинга.
Желаю успехов!
Земляной Алексей.
Фото Виктор Довгань. Эти и множество других фотографий можно получить в полном разрешении.
Пишите dovvd/GAV/atnet/T/ru.
|